"НА ЗАВАЛИНКЕ" делаем все сами

Кровать в античном стиле.

Антикварная кровать

антикварная кроватьКровать, о которой пойдет речь в этой статье изготовлена в стиле "ампир" французским краснодеревщиком из дорогого розового дерева и имеет вес более 200кг. О выполнении этой работы по изготовлению антикварной кровати  столяром - краснодеревщиком Вильямом Тенером я и хочу рассказать в этой статье. Учиться у опытнейших мастеров своего дела никогда не поздно. Эту работу Вильям выполнял на заказ и подробно рассказывает о ней  начиная с создания  проекта. Давайте на некоторое время окунемся в ту эпоху и пройдем этот путь по изготовлению антикварной кровати  вместе с мастером - краснодеревщиком. Поверьте, здесь есть чему поучиться.

Как утверждает автор работа начиналась с предварительного проекта в чертежах с масштабом 1:4. После одобрения заказчиком, пришлось изготовить проект в масштабе 1:1 с деталировкой конструкции, узлов соединений, деталировкой резьбы и отделки ребер, с описанием обработки поверхностей.

На этом этапе работ была  принята большая часть конкретных решений, но автор сделал так, чтобы по ходу выполнения проекта можно было вносить некоторые коррективы. Проект не должен ограничиваться сырыми, пусть даже оригинальными идеями. Должна существовать возможность изменения проекта, определяющая  его развитие.

Отделка и крепление перемычек

Коробка кровати является основанием конструкции и к ней крепятся все остальные детали. Состоит из поперечных брусков изголовья и задней спинки, пары  боковин и трех перемычек из стального уголка. Бруски из красного дерева по внешней стороне фанерованы шпоном имеющим волнистую текстуру. Это создает впечатление того, что изголовье и задняя спинка как бы соединены сверху молдингом и полосой розового дерева вдоль нижнего ребра. Конструкция коробки имеет внутренние бруски на которые опираются три поперечины  из металлического уголка снабженного дубовыми прокладками. На бруски коробки и прокладки поперечных уголков опирается основание пружинного матраса. К брускам коробки кровати, с помощью болтов,  крепятся и ножки. Соединение коробки кровати с подрубкой и резьбовыми шпильками выполнено способом "на ус".

Эта античная кровать спроектирована под матрас размером 200х150см. Для изготовления коробки кровати необходимо сделать заготовки из красного дерева для боковин и поперечек, лицевые стороны которых оклеиваются шпоном волнистой текстуры, а внутренняя сторона укрепляется строганным красным деревом. Приклееный в верхней части коробки фигурный молдинг отфрезерованный из заготовки сечением 50х50мм - для боковин и 50х63 мм.- для поперечек, запилен "на ус" с подрубкой. (см.рис 2)

антикварная кровать

 До изготовления этого соединения, которое обеспечит наибольшую прочность, чем соединение "на ус", необходимо приклеить и закрепить шурупами к заготовкам дубовые бруски сечением 50х50мм и соединить детали крепежом собственной конструкции (латунные резьбовые шпильки М8х75мм с гайками и шайбами. Планка из розового дерева шириной 32мм вклеивается в паз глубиной 1,5мм выбранный на внешней стороне боковины и поперечки -  скрывает шурупы. Планки клеятся эпоксидным клеем, но предварительно обрабатываются ацетоном.

Изготавливаем ножки

Фигурные ножки кровати  имеют вырезанные спирали с внутренней и внешней стороны и крепятся к раме, к ее дубовым распоркам, соединением "ласточкин хвост" (см.рис.2).

антикварная кровать

В свою очередь эти детали через дубовые бруски коробки крепятся болтами к поперечинам в изголовье и ногах. Для получения дополнительной ширины в местах где болты ножек располагаются близко  к краю брусков боковин, добавлены прокладки из дуба.

антикварная кровать

Кровать имеет приличный  вес поэтому при разметке ножек, а именно изогнутых секций, старайтесь не попадать на короткие волокна. И еще, под нагрузкой, изогнутый выступ на ребре ножки смещает точку контакта с полом. Изготавливать ножки необходимо из бруска размером 40х25см в количестве пяти штук, а длина ножки должна соответствовать 260мм. Лишняя по количеству ножка пригодится для отработки технологии резьбы. Нанеся контур ножки и спирали с обеих сторон каждой заготовки, выпиливаем их с помощью ленточной пилы. Боковая сторона так же опиливается ленточной пилой с учетом рельефности концов спиралей, поднимающихся с приближением к центру. Затем ножки приклеиваются к распоркам и сверлятся отверстия для установки анкерных болтов.

Дополнительный материал по данной теме  можно смотреть на этой страничке блога.

Изготовление стоек изголовья и задней спинки

Стойки, формирующие изголовье и заднюю спинку - самые яркие и наиболее важные детали кровати. Их форма и угол наклона могут коренным образом влиять на интерьер помещения. Поэтому работа над формой и отделкой стоек занимает основное время работы над проектом. Разница между изголовьем и задней спинкой  заключается лишь в размерах и форме, поэтому автор проекта рассматривает конструкцию изголовья, каркас которого  состоит из двух вертикальных стоек соединенных  вверху точеной перемычкой. Последняя крепится на шипах с помощью шурупов, которые закрываются резными "подсолнухами". Ламинированная панель внешней стороны изголовья и овальные детали ("барабаны") из розового дерева на внутренней стороне -  закреплены на пяти внутренних фанерных нервюрах. Передняя (изголовье) и задняя спинка кровати соединяются болтами с боковыми перемычками. Для правильного расположения стоек спинок на перемычках применяется соединение шип - паз и установочные латунные штифты и втулки.

Сердцевины стоек изготавливаются из фанеры толщиной 20мм по шаблонам, выполненным с помощью чертежей масштаба 1:1. Сердцевина толщиной 37мм изготовлена из двух заготовок склееных эпоксидным клеем, а ребра окантованы полосой 10х37мм тонкой фанеры из красного дерева. Потом все видимые поверхности и ребра отделываются шикарной фанерой из красного дерева. Однако несмотря на всю красоту этого материала к стойкам кровати пришлось добавить деталь напоминающую форму гитары. Эта необходимость привела к завершенности композиции.

Окантовка обеспечивает плавный переход к ключевым элементам изголовья - резным волютам в виде спирали у основания вертикальных стоек. Внешние поверхности этих блоков выполнены в виде двойной спирали, которая рельефно выступает над плоской поверхностью стойки. Поле волют оклеено шпоном красного дерева. Блоки волют приклеиваются к стойкам клеем ПВА через 3-х мм  планку из карельской березы.

антикварная кровать

Точеная перемычка и сборка внутренней рамы

Установив на место вертикальные стойки, из массива красного дерева вытачивается  верхняя  перемычка диаметром 15см. Верхняя перемычка задней спинки имеет диаметр 100мм. Чтобы выточить данные габаритные  детали мастер пошел на некоторые уловки так как заготовка для его токарного станка была слишком большой. Обдирать заготовки пришлось с использованием электродрели  с изменяющимся числом оборотов при скорости 60 об/мин. Затем пришлось применить специальную поддержку и на токарном станке обточить заготовку желобчатой фрезой диам.20мм. На концах перемычки необходимо выточить шипы необходимого диаметра, соответствующего отверстиям просверленным с внутренней стороны вертикальных стоек. Перемычки крепятся к стойкам с помощью четырех шурупов длиной 75мм. Для обеспечения плавного перехода между поверхностями "барабана" и перемычки на поверхности перемычки необходимо отфрезеровать плоскости, а в самой перемычке изготовить паз (см. рис.1). Видимые поверхности изголовья опираются на пять внутренних рамок, состоящих из ребер жесткости изготовленных из 20мм фанеры и опорных планок, склееных из трех слоев 3-х мм фанеры. Они установлены перпендикулярно и равномерно расположены относительно длины перемычки. 

Барабаны и криволинейные панели.

После изготовления каркаса формируются криволинейные панели для внешней стороны изголовья, а с внутренней стороны устанавливаются "барабаны" из розового дерева. Для изготовления многослойных фанерованных панелей им необходимо придать нужную кривизну, для чего склеивается три листа фанеры толщиной 3мм с помощью матрицы и пуансона. Задача довольно трудоемкая и длительная и автор проекта рекомендует простую технологию - крепить панели через выбранный в них шлиц путем вворачивания шурупов в ребро жесткости внутренней рамки. Можно пробовать сборку "барабана" на подложке из тканевой основы и вставить их в пазы изготовленные на вертикальных стойках. Для получения нужного светового эффекта с внутренними "барабанами", для внешних поверхностей изголовья и задней спинки выбрана гладкая фанерованная панель. Для придания ей необходимой  формы ,  зажимается панель (три детали из тонкой фанеры смазанные клеем) в своеобразной цулаге - форме из двух частей, прижатой надувным мешком через стойки, упирающиеся в потолок мастерской. Когда клей высох, панели извлекаются из пресса и поверхности обрабатываются наждачной бумагой. Затем процесс повторяется с приклеиванием красного дерева с волнистой текстурой. На следующем этапе панель подгоняется между стойками, а ее верхнее ребро к пазу в перемычке гребня, а нижнее - заподлицо с передней перемычкой.

"Барабаны" набираются из планок розового дерева сечением 16х32мм и немного скругляется. Чтобы осуществить точную подгонку и сэкономить дорогую древесину на ребрах планок изготавливается шлицы. Для каждой планки " барабана" определяется приблизительный угол ребра, который затем точно подгоняется рубанком. После подгонки каждой планки "барабана" в их ребрах выбирается паз в который вклеивается тонкая шпонка. Сборку "барабанов" необходимо начинать с крепления верхней планки постепенно опускаясь вниз. Получается, что "барабаны" уходят под матрас и заканчиваются над боковиной коробки кровати.

Режем  "подсолнухи" и готовимся к отделке

Последней операцией по выполнению проекта является резьба "подсолнухов" и крепление их в нишах верхнихчастей вертикальных стоек. Сначала  в торцевых заготовках, отпиленных от точеных перемычек еще при их изготовлении,  пришлось вырезать лепестки "подсолнуха". Полученные резные детали закрепляются шурупами в нишах стоек, а шурупы прячутся за седцевиной, вырезанной из розового дерева и подогнанной в середину "подсолнуха". 

Для подготовки различных материалов кровати под отделку применяются различные приемы. До зашкуривания фанерованные поверхности грунтуются лаком и окончательно шлифуются микронной шкуркой. Розовое дерево зачищается микронной шкуркой, а для удаления природных масел и придания блеска - полируется мягкой кистью. Все остальные поверхности полируются влажной микронной шкуркой.

Кровать покрыта отделочным маслом в восемь слоев. Каждый слой наносится мягкой тряпкой и после двухчасовой выдержки насухо протирается. Каждый слой слегка шлифуется мелкой стальной путанкой.

Дополнительный материал по изготовлению мебели можно посмотреть на этой страничке блога.


Опубликовал 8th Май 2012.
Размещено в Новости, Очумелые ручки, Творчество в жизни.
Метки: .

Ранее в этой же рубрике:




Оставить комментарий или два

Яндекс.Метрика